Учебный план основного общего образования 7-9 классы на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка к учебному плану основного
общего образования «Варламовской СШ» - филиала МБОУ
«ГСШ №1» на 2023-2024 учебный год
Учебный план основного общего образования Варламовской средней школы филиала
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Городищенская средняя школа № 1»
(далее - Учебный план) разработан в
соответствии с нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- концепции преподавания предметных областей и учебных предметов;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. №
2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям
в части охраны жизни здоровья обучающихся, воспитанников»;
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об Утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря
2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об
утверждении государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря
2015 года № 1577 « О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г.
№1897»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
- приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 23.06.2014 № 780
«Об организации деятельности по реализации и введению федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования
в
Волгоградской области»;
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.08.2015 №

08-1228
«О
методических
введения
федерального
стандарта основного общего образования»;

2

рекомендациях по
государственного

вопросам
образовательного

- приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345 «О федеральном перечне
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);
- письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20 июня
2018г. № 05-192 «О вопросах изучения родных языков из числа языков народов РФ»;
- письмо Минпросвещения России от 20.12.2018 N 03-510 «О направлении информации»
(вместе с «Рекомендациями по применению норм законодательства в части
обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков
народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик
Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской
Федерации, в том числе русского как родного»);
- письмо Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2018 г. N 08-1214 «Об
изучении второго иностранного языка»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобренная решением ФУМО по общему образованию от 08.04.2015, протокол № 1/15
(в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) http://fgosreestr.ru/;
- Устав учреждения;
- Основная образовательная программа основного общего образования учреждения.
Учебный план, реализующий Основную образовательную программу основного
общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования
перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.
Продолжительность учебного года (количество учебных недель) регламентируется
уставом учреждения и составляет 34 учебные недели.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов. Таким
образом, ведется учет часов по годам обучения.
Учебная деятельность 7-9 классов в 2023-2024 учебном году строится в
режиме пятидневной рабочей недели с максимальной нагрузкой для детей (на основании п.
10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10): 7-х классов – 31 час, 8-9 – х классов – 33 часа с
продолжительностью уроков по 45 минут.
Учебный план составлен с целью реализации системно-деятельностного
подхода, дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса,
сохранения единого образовательного пространства, предоставления возможности
самообразования, выполнения индивидуального проекта, посещения курсов по выбору,
внеурочной деятельности, а также выполнения гигиенических требований к условиям
обучения школьников и сохранения здоровья.
Учебный план состоит из двух частей, направленных на достижение
результатов, определяемых
ФГОС
ООО: обязательной
части,
части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Учебный план позволяет реализовать основное содержание учебных предметов при
получении основного общего образования в полном объеме.
Обязательная
часть
обеспечивает
реализацию
обязательных
предметов
федерального компонента согласно государственному стандарту и минимальное
количество часов на их изучение. В учебный план входят следующие обязательные
предметные области и учебные предметы:
 филология (русский язык, литература, родной язык (русский), родная литература
(русская), иностранный язык (английский));
 математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, вероятность и статистика,
информатика);
 общественно-научные предметы (история, обществознание, география);
 естественнонаучные предметы (физика, биология, химия);
3

 искусство (изобразительное искусство, музыка);
 технология (технология);
 физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая
культура, основы безопасности жизнедеятельности).
Предметная область «Филология» представлена учебными предметами:
- «Русский язык». Ведущая цель обучения русскому языку – развитие и
совершенствование навыков грамотного письма, тех практических умений и навыков,
которые обеспечивают свободное владение нормами литературного языка в его устной и
письменной форме. Учебный предмет «Русский язык» направлен на формирование у
учащихся системы знаний о языке, умений и навыков их использования в речевой
практике, воспитания бережного отношения к языку и речи, стремления к
самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Учебный предмет «Русский язык» изучается в 7 классе по 4 часа в неделю, в 8-9 – по 3 часа в
неделю.
«Литература».
Обязательный
учебный
предмет
«Литература»
принадлежит
эстетическому, гуманитарному,
коммуникативному пласту знаний,
интегрирует
художественное, историческое, географическое,
речевое,
обществоведческое
образование, определяет
характери направленность гражданского и нравственного
воспитания. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства
с жизнью, единства формы и содержания, осмысления
историко-культурных
сведений,
нравственно-эстетических
представлений, формирования умения умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими
выразительными средствами русского литературного языка. В 9 классе учебный предмет
«Литература» изучается по 3 часа в неделю, в 7-8 классе – 2 часа в неделю.
- «Родной язык (русский)» и «Родная литература (русская)» должны обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к
литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности
за
сохранение
культуры народа; обогащение активного и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным
языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном
языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов
разных функционально-смысловых типов и жанров; сформированность знаний о
родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о
закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров. Учебный предмет «Родной язык (русский)» и «Родная
литература (русская)» на уровне ООО изучается в 8 классе. На изучение данных
предметов отводится 1 час в неделю (по 0,5 часа на «Родной язык (русский)» и 0,5 часа на
изучение «Родной литературы (русской)» в каждом классе) за счет 1 часа части,
формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Курс
является
метапредметным и связан содержательно с курсами «Русский язык» и «Литература».
Изучение этих дисциплин является обязательным для всех обучающихся, и они введены в
обязательную часть учебного плана.
- «Иностранный язык (английский)» должен обеспечить: приобщение к
культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного
отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением
иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным
ростом;
формирование коммуникативной
иноязычной
компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой
для
успешной
социализации
и самореализации;
обогащение
активного
и
потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения
иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи,
4

правилами речевого этикета. Предметная область « Иностранный язык» представлена
предметом «Иностранный язык (английский)» и изучается в 7-9 классах в объеме 3 часа в
неделю.
Предметная область «Математика и информатика» включает такие предметы как
математика (7-9 класс) и информатика (7-9 класс). Данная область обеспечивает
осознание значения математики в повседневной жизни человека, понимание роли
математических знаний в современном мире, формирование представлений о математике
как части общечеловеческой культуры. Предмет «Математика» в 7-9 классах
включает в себя курсы «Алгебра» и «Геометрия», «Вероятность и статистика» которые
изучаются модульно. На изучение учебного предмета «Математика» в 7-9 классах
отводится: 2 часа в неделю на учебный курс"Геометрия"; – 3 часа в неделю на учебный
курс "Алгебра"; – 1 час в неделю на учебный курс "Вероятность и статистика" (в 7
классе).
Учебный предмет «Информатика» изучается в 7-9 классах в обязательной
части учебного плана и направлен на формирование у обучающихся компьютерной
грамотности, развитие
информационной
культуры, привитие
элементов
логического мышления,
выражающегося
в
умении
рассуждать,
доказывать,
обосновывать
предлагаемые
решения, использование
специальных компьютерных программ для более эффективного усвоения знаний по другим
учебным предметам. Учебный предмет «Информатика» изучается по 1 часу в неделю.
Предметная область «Общественно-научные предметы» (история России, всеобщая
история,
обществознание,
география) обеспечивает формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся,
личностных
основ
российской
гражданской идентичности,
социальной
ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности,
приверженности
ценностям, закрепленным
в
Конституции Российской
Федерации,
приобретения теоретических знаний и опыта их применения для адекватной
ориентации в окружающем мире. Главная цель изучения истории - образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического
опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего
исторические знания в учебной и социальной деятельности. «История России. Всеобщая
история» изучается в 7-9-х классах по 2 часа в неделю. В 9 классе учебный модуль
«Введение в Новейшую историю России» изучается в виде самостоятельного учебного
курса за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных
отношений (в объеме 17 учебных часов). «Обществознание» изучается в соответствии с
ФГОС ООО с 6 класса. В 7-9 классах обществознание изучается по 1 часу в неделю.
Учебный предмет «География» изучается в 7-9-х классах. В 7-9 классах по 2 часа
в неделю. Школьное географическое образование призвано решать следующие задачи:
- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию
свободно и творчески мыслящей личности; передать учащимся систематические
знания по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном
мире; формирование у учащихся представления о целостности окружающего мира при его
территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством,
имеющих свои специфические особенности в разных странах; развитие у школьников
словесно -логического и образного мышления.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в
соответствии с ФГОС основного общего образования должна обеспечить, в том числе, знание
основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской
государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области
(учебного предмета) ОРКСЭ. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация
учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности
народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
5

- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей
или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в
поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР, в рамках учебного плана
возможна ее реализация через:
- включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других
предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания – «Русский
язык», «Литература», «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География»,
«Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»;
Принятие решения о дополнительной реализации предметной области ОДНКНР через
урочную и внеурочную деятельность, а также решения о выборе учебно-методического
обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы
духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей относится
к компетенции школы.
Изучение предметной области «Естественно-научные предметы» (физика, биология,
химия) способствует формирование целостной научной картины мира, развитию основ
учебно-исследовательской и проектной деятельности, использованию таких
естественнонаучных методов и приемов, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение
гипотезы, эксперимент, моделирование воспитанию бережного и ответственного
отношения к окружающей среде. Предметная область «Естественно-научные предметы»
на уровне ООО представлена учебными предметами: «Биология», «Физика», «Химия».
Учебный предмет «Биология» призван развивать у
обучающихся
понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия, развивать
экологическую культуру, нацелен на установление гармонических отношений школьников с
природой. В 7-м классе учебный предмет «Биология» изучается по 1 часу в неделю, в 8-9
классах по 2 часа в неделю. Учебный предмет «Физика» изучается в 7-8-х классах 2 часа в
неделю, в 9 классах по 3 часа в неделю. Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9
классах и рассчитан на 2 часа в неделю.
Изучение предметной области «Искусство» (изобразительное искусство,
музыка) развивает эстетический вкус, художественное мышление обучающихся,
индивидуальные творческие способности, формирует интерес и уважительное
отношение к культурному наследию народов России, сокровищам мировой цивилизации,
их сохранению и преумножению. Обязательный учебный предмет «Музыка» в 7-8
классах изучается по 1 часу в неделю, а «Изобразительное искусство» в 7 классе– по 1
часу в неделю.
Предметная
область
«Технология»
обеспечивает
развитие
творческой
деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач,
использовании знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
демонстрировать экологическое мышление в разных сферах деятельности. Данный
предмет изучается в 7-8 классах по 2 часа в неделю, а в 9-м классе - 1 час в неделю.
Изучение
предметной
области
«Физическая
культура
и
основы
безопасности жизнедеятельности» позволяет обеспечить физическое, эмоциональное,
интеллектуальное и социальное
развитие
личности
обучающихся
с
учетом
исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области,
формирование и развитие установок здорового и безопасного
образа
жизни,
овладение
основам современной культуры
безопасности
жизнедеятельности.
На изучение предмета «Физическая культура» предусмотрено 3 часа в неделю в

6

7-9 классах. Третий час введен за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений, и используется для увеличения двигательной активности и
развития физических качеств обучающихся, внедрения современных систем физического
воспитания. Данный час внесен в обязательную часть учебного плана.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9
классах по 1 часу в неделю.

7

Учебный план «Варламовской СШ»- филиала МБОУ «ГСШ №1»
на 2023-2024 учебный год для 7-9 классов
Предметные области
Учебные
Количество часов за год
предметы
Классы VII
VIII
IX
Всего
Русский язык
3
3
4
10
Литература
2
3
2
7
Филология

Математика
информатика

Русский родной язык
Русская
родная
литература
Иностранный
язык
(английский язык)
и Алгебра
Геометрия

Общественно-научные
предметы

3
2

Вероятность
статистика
Информатика

3

3

9

3

3

9

2

2

6

3

и

1
1
1

1

1

3

2
1
2
2
2
2
1

2
1
2
3
2
2

6
3
6
7
5
4
2
1

2
1

1
1

5
2
9

32

32

95
3

1

1
0,5

История

2
Обществознание
1
География
2
Естественнонаучные
Физика
2
предметы
Биология
1
Химия
Искусство
Музыка
1
Изобразительное
искусство
1
Технология
Технология
2
Физическая культура и ОБЖ
Основы
безопасности Физическая культура
жизнедеятельности
3
Итого
31
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
1
«Введение в Новейшую историю России»
Русский родной язык
Русская родная литература

3
3

0,5
0,5

Практикум по русскому языку
Практикум по биологии
Максимально допустимая недельная нагрузка

8

0,5

0,5
0,5
1

33

98

1
32

33

0,5
0,5

Годовой учебный план
«Варламовской СШ» -филиала МБОУ «ГСШ №1»
на 2023-2024 учебный год для 7-9 классов
Предметные области
Учебные
Количество часов за год
предметы
Классы VII
VIII
IX Всего
Русский язык
102
102
340
136
Литература
68
102
238
68
Филология

Русский родной язык

Русская
родная
литература
Иностранный
язык
(английский язык)
102
Математика
и Алгебра
102
информатика
Геометрия
68
Вероятность
и
статистика
34
Информатика
34
Общественно-научные
История
68
предметы
Обществознание
34
География
68
Естественнонаучные
Физика
68
предметы
Биология
34
Химия
Искусство
Музыка
34
Изобразительное
искусство
34
Технология
Технология
68
Физическая культура и ОБЖ
Основы
безопасности Физическая культура
жизнедеятельности
102
Итого
1054
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
34
«Введение в Новейшую историю России»
Русский родной язык
Русская родная литература

306
102
102

102
102

306

68

68

204
34

34

34

102

68

68

204

34
68
68
68
68
34

34
68
102
68
68

102
204
238
170
136
68
34

68
34

34
34

170
68
306

102
1088

102
108
8
34
17

17

17
34
1122
1088

9

102

34

17
Практикум по русскому языку
Практикум по биологии
Максимально допустимая недельная нагрузка

3230

112
2

17
17
17
17
34
3332

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».