Рабочая программа учебного предмета Обществознание. Базовый уровень 11 класс.pdf

Пояснительная записка.
Программа: «Обществознание. 10-11 классы, базовый уровень».- М.:
«Просвещение»,2022
Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И.
Допущена Министерством образования и науки Российской Федерации для
общеобразовательных учреждений.
Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений:
базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая., А.И.Матвеев и др.; под ред.
Л.Н.Боголюбова (и др.) 10-е изд.- М.: «Просвещение», 2020.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по
обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание,
экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера,
право. Все означенные компоненты взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг
с другом изучаемые объекты.
Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые
компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по
отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения
людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических
ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по
отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных
объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных
вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания, включая
экономику и право, в старшей школе является очень важным для всестороннего развития
личности ребенка.
Цели и задачи курса:


Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка,
способности к личному самоопределению и самореализации, интереса к изучению
социальных и гуманитарных дисциплин.



Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и
демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской
Федерации.



Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об
обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-

экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования и самообразования.


Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную, в том числе
экономическую и правовую информацию, анализировать, систематизировать
полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства.



Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотношения
своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка
в обществе.

Федеральный базисный план для среднего (полного) образования отводит 136 часов
для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе: в
10-х классах – 68 часов, в 11-х классах – 68 часов (по 2 часа в неделю, один из которых
отводится для самостоятельного изучения). Но количество часов распределяется
следующим образом:
в общеобразовательном классе – 68 часов (по 2 часа в неделю);
Таким образом, планирование составлено в соответствии с указанным количеством часов.
Курс изучается полностью, без сокращений и изменений!

Предмет
Обществозна
ние

Клас
с
11

Наименован
ие раздела

ДАТ
А

0
Введение

1

Вариант
11 кл. базовый
уровень / под
ред.
Л.Н.Боголюбова
М.:
«Просвещение».
Тема урока

2
1.Общество как
сложная
динамическая
система

Человек и
экономика

Кол
-во
часо
в

Элементы
содержания/Элем
енты
дополнительного
содержания

Требования к
уровню
подготовки
обучающихся

Дом.
задание и
подробно
сти урока

Предметн
ые
результат
ы

Метапредметн
ые:
познавательны
е,
коммуникатив
ные,
регулятивные

Личностн
ые
результат
ы

Вид
контроля

3
1

4

5

6

7

8

9

10

Что изучает
экономическая
наука. Экономика
и экономическая
деятельность.
Измерители
экономической
деятельности

Знать, с чем
связано
появление
экономической
науки; что
изучают
макроэкономика
и
микроэкономика;
как можно
измерить и
определить ВВП.
Понимать,
каковы основные
проблемы
экономической
науки, назвать и
охарактеризовать
их.

§1

23
2-3.Экономика
как наука.
Экономика как
хозяйство.

2

Вводное
тестирование

45.Экономический
рост.
Экономическое
развитие.

2

Понятие
экономического
роста.
Факторы
экономического
роста.
Экстенсивный и
интенсивный рост.
Экономическое
развитие.
Экономический
цикл

6-7.Рыночные
отношения в
экономике.
Конкуренция и
монополия.

2

Рынок и его роль в
экономической
жизни. Рыночная
структура и
инфраструктура.
Конкуренция и
монополия.
Современный
рынок.
Становление
рыночной
экономики в
России

Знать, что такое
«порочный круг
бедности».
Понимать, что
такое
экономический
рост страны и как
он измеряется;
чем
экономический
рост отличается
от
экономического
развития; как
государство
может
воздействовать
на
экономический
цикл.
Уметь называть
факторы
экстенсивного и
интенсивного
роста; объяснять,
чем отличаются
кризисы XIX в.
от кризисов XX
в.
Знать основные
признаки
свободного
рынка; какова
структура и
инфраструктура
рынка; чем
характеризуется
современный
рынок

§2

Индивидуаль
ные задания.

§3

Вопросы с
развернутым
ответом.

8-9.Фирмы в
экономике.
Факторы
производства

2

Факторы
производства и
факторные
доходы.
Экономические и
бухгалтерские
издержки и
прибыль.

10-11.Правовые
основы
предприниматель
ской
деятельности.
Организационноправовые основы
предприниматель
ства

2

Правовые основы
предпринимательс
тва.
Организационноправовые формы
предпринимательс
тва.

12-13.Слагаемые
успеха в бизнесе.
Основы
менеджмента и
маркетинга

2

Источники
финансирования
бизнеса. Основные
принципы
менеджмента.
Основы
маркетинга

Знать, что такое
«эффективное
предприятие»;
какие налоги
платят фирмы.
Понимать, какие
доходы можно
получить, владея
факторами
производства;
зачем
производитель
рассчитывает
издержки и
прибыль
Знать, какие
законы
регулируют
предприниматель
ские
правоотношения;
что такое
лицензия, какова
цель
лицензирования.
Понимать,
можно ли
открыть свое
дело, не изучая
рынок. Уметь
объяснять, могут
ли малые
предпринимател
и в России
получить
долговременный
кредит у
коммерческих
банков;
объяснять,
обязательно ли
каждое

§4

Фронтальный
опрос

§5

Вопросы с
кратким
ответом.

§6

Фронтальный
опрос

14-15.Экономика
и государство.
Экономические
функции
государства

2

Экономические
функции
государства.
Инструмент
регулирования
экономики

16-17.Финансы в
экономике.
Инфляция: виды,
причины,
следствия.

2

Банковская
система РФ и её
структура.
Финансовые
институты РФ.
Инфляция: виды,
причины и
последствия

предприятие
должно
осуществлять
стратегическое
планирование
Знать, в чем
заключается
ограниченность
возможностей
рынка
«регулировать»
экономику.
Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать
Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать
Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,

§7

Фронтальный
опрос

§ 8,
вопросы

Фронтальный
опрос

18-19.Занятость и
безработица.
Государственная
политика в
области
занятости.

2

Рынок труда.
Причины и виды
безработицы.
Государственная
политика в
области занятости

20-21.Мировая
экономика.
Глобальные
проблемы
экономики.

2

Мировая
экономика.
Международная
торговля.
Государственная
политика в
области
международной
торговли.
Глобальные
проблемы
экономики

22-23.Человек в
системе
экономических
отношений.
Производительно
сть труда.

2

Рациональное
поведение
потребителя.
Рациональное
поведение
производителя

отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать
Знать, как
действуют спрос
и предложение
на рынке труда;
каковы
особенности
различных видов
безработицы;
Знать, как
государство
регулирует
занятость
населения.
Знать, что такое
«международные
экономические
отношения».
Понимать,
каковы причины
международного
разделения
труда; почему
некоторые
государства
применяют
политику
протекционизма.
Знать, какие
факторы влияют
на
производительно
сть труда.
Понимать, какие
экономические
проблемы

§9

Фронтальный
опрос

§ 10,
задания

Фронтальный
опрос

§ 11

Фронтальный
опрос

24.Повторительн
о-обобщающий
урок по теме
«Человек и
экономика».
Проблемы
социальнополитическо
й и духовной
жизни

приходится
решать в
условиях
ограниченных
ресурсов
производителю и
потребителю.
Подумать, можно
ли защитить свои
доходы от
инфляции, если
да, то каким
образом.
Знать. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения

1

Тест

15

25-26.Свобода в
деятельности
человека.
Свобода и
ответственность.

2

«Свобода есть
осознанная
необходимость».
Свобода и
ответственность.
Человек несет всю
тяжесть мира на
своих плечах.
Свободное
общество

Знать, как
понятие
«свобода» было
связано с
политической
борьбой в Новое
и Новейшее
время; какое
общество можно
считать
свободным; в чем
выражается
общественная
необходимость.
Понимать, к чему
может приводить
неограниченная

§ 12

Фронтальный
опрос

свобода выбора,
как свобода
трактуется в
христианском
вероучении.

2728.Общественное
сознание.
Общественная
психология и
идеология.

2930.Политическое
сознание.
Средства
массовой
информации и
политическое
сознание.

2

Политическая
психология.
Средства массовой
информации и
политическое
сознание

Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать

§ 13

Фронтальный
опрос

Политическая
психология.
Средства массовой
информации и
политическое
сознание

Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать

§ 14

Фронтальный
опрос

3132.Политическое
поведение.
Политический
терроризм.

2

Многообразие
форм
политического
поведения.
Политический
терроризм.
Регулирование
политического
поведения

3334.Политическая
элита.
Политическое
лидерство.

2

Политическая
элита.
Формирование
политической
элиты в
современной
России.
Политическое
лидерство. Роль
политического
лидера. Типы
лидерства

3536.Демографичес
кая ситуация в
современной
России.

2

Тенденции
развития семьи в
современной
России.

Знать, что
называется
политическим
поведением, как
различаются его
формы, привести
примеры; чем
характеризуется
электоральное
поведение;
каковы
возможности
регулирования
политического
поведения.
Знать, что
представляет
собой
политическая
элита, как
происходит
формирование
политической
элиты в
современной
России
Знать, кто такой
политический
лидер, каковы
основные
признаки
политического
лидерства;
основные
функции
политического
лидера.
Знать, какие
тенденции в
развитии семьи
можно оценить,
как

§ 15

Фронтальный
опрос

§ 16

Фронтальный
опрос

§ 17

Фронтальный
опрос

Проблема
неполной семьи

3738.Религиозные
объединения и
организации.
Проблема
поддержания
межрелигиозного
мира

Демографическая
ситуация в РФ.

2

Религиозные
объединения.
Права
религиозных
организаций.

неблагоприятные
, что такое
неполная семья,
как увеличение
числа неполных
семей
сказывается на
демографической
и социальной
ситуации в
обществе. Уметь
объяснять, какие
факторы оказали
негативное
влияние на
современную
демографическу
ю ситуацию в
России.
Знать, какие
религиозные
объединения
могут
действовать в
Российской
Федерации;
обязательные
признаки,
которыми
должны обладать
религиозные
объединения;
законодательные
нормы в
отношении
создания
религиозных
объединений в
органах власти

§ 18

Фронтальный
опрос

39.Повторительн
о-обобщающий
урок по теме
«Проблемы
социальнополитической и
духовной жизни»
Человек и
закон

1

Основные
положения раздела

Знать основные
положения
раздела. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения

Нормативный
подход к праву.
Естественное
право oт идеи к
юридической
реальности.
Взаимосвязь
естественного и
позитивного права.
Законотворческий
процесс в РФ, его
этапы и
особенности

Понимать, в чем
суть
нормативного
подхода к праву.
Уметь
характеризовать
основные
особенности
естественного
права
Знать основные
положения
урока. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы.
Высказывать
собственную
точку зрения и
уметь её
обосновывать

Контрольный
тест

23
4041.Современные
подходы к
пониманию
права.
Законотворчески
й процесс в РФ.

2

§19

Фронтальный
опрос

42-43.Гражданин
российской
Федерации.
Права и
обязанности
граждан РФ.

2

Гражданство РФ.
Права и
обязанности
гражданина РФ

4445.Экологическое
право.
Способы защиты
экологических
прав.

2

Общая
характеристика
экологического
права. Право
человека на
благоприятную
окружающую
среду.

46-47.Защита
гражданских
прав.

2

Гражданские
правоотношения.
Имущественные
права личные,

Знать основные
положения по
теме урока: что
такое
гражданство,
каковы
принципы
российского
гражданства,
каковы
основания
приобретения
гражданства; в
отношении каких
категорий
иностранных
граждан и лиц
без гражданства
может быть
применена
упрощенная
процедура
приема в
российское
гражданство;
Знать основные
положения по
теме урока: в чем
особенности
экологического
правонарушения;
какие виды
ответственности
за экологические
правонарушения
предусматривает
законодательство
.
Знать основные
положения по
теме урока: что
такое

§ 20

Фронтальный
опрос

§ 21,
анализ
документа

Фронтальный
опрос

§ 22

Фронтальный
опрос

Гражданское
право.

неимущественные
права. Личные
неимущественные
права.
Право на
интеллектуальную
собственность.
Наследование.

48-49.Семейное
право. Права и
обязанности
членов семьи.

2

Правовая связь
членов семьи.
Фактический брак,
церковный брак,
гражданский брак.

50-51.Правовое
регулирование
занятости и
трудоустройства.
Социальная
защита
населения.

2

Трудовые
правоотношения.
Субъекты
трудового права.
Работник и
работодатель.
Порядок приема на
работу. Трудовая
книжка, трудовой
стаж, трудовой
договор,
испытательный
срок.
Занятость
населения.
Социальная
защита и
социальное
обеспечение.

гражданские
правоотношения,
что понимают
под их
содержанием.
Понимать, какие
особенности
характерны для
гражданских
правоотношений
Знать основные
положения по
теме урока: какие
отношения
регулируются
семейным
правом; каковы
условия
заключения
брака; личные и
имущественные
права ребенка в
семье.
Знать основные
положения по
теме урока: какие
документы
необходимы
работнику при
приеме на
работу; каков
порядок
заключения,
изменения и
расторжения
трудового
договора;
учреждения
профессионально
го образования.
Уметь давать
определение

§ 23

Фронтальный
опрос

§ 24

Фронтальный
опрос

Профессиональное
образование

5253.Процессуальн
ое право:
гражданский
процесс.
Процессуальное
право:
арбитражный
процесс.

2

Процессуальное
право. Основные
принципы
гражданского
процесса.
Судопроизводство.
Участники
гражданского
процесса

понятий;
приводить
пример трудовых
правоотношений,
выделив
основные права и
обязанности
субъектов
трудового права;
объяснять, чем
отличается
понятие
«занятый»,
«незанятый»,
«безработный»;
приводить
примеры
социальной
защиты и
социального
обеспечения
Знать основные
положения по
теме урока: какие
лица участвуют в
деле в
гражданском и
арбитражном
процессе; что
такое
процессуальные
права; какой
документ
составляется для
письменного
обращения в суд
с просьбой о
рассмотрении
гражданскоправового спора
и каково его
содержание;
называть

§ 25

Фронтальный
опрос

5455.Процессуальн
ое право:
уголовный
процесс.
Судебное
производство.

2

Основные
принципы и
участники
процесса. Меры
процессуального
принуждения.
Досудебное
производство.
Судебное
производство. Суд
присяжных
заседателей

5657.Процессуальн
ое право:
административна
я юрисдикция.
Конституционное
судопроизводств
о.

2

Административная
юрисдикция.
Субъекты
административной
ответственности.
Административны
е наказания.
Конституционное
судопроизводство.
Основные
принципы
конституционного
судопроизводства.
Стадии

требования,
которым должно
отвечать
решениесуда
Знать основные
положения по
теме урока: в
каком
законодательном
акте собраны
правила
уголовного
судопроизводств
а; меры
процессуального
принуждения;
какие права
имеет
задержанный;
почему
заседатели
называются
присяжными.
Уметь давать
определение
понятий; решать
юридические
задачи
Знать основные
положения по
теме урока: что
такое
административна
я юрисдикция; в
каком
законодательном
акте
систематизирова
ны ее правила;
каковы меры
обеспечения по
делам об АП; кто

§ 26

Фронтальный
опрос

§ 27

Фронтальный
опрос

конституционного
судопроизводства

5859.Международн
ая защита прав
человека.
Проблемы
отмена смертной
казни.

2

60-61.Взгляд в
будущее.
Постиндустриаль
ное
(информационно
е) общество.

2

62.Повторительн
о-обобщающий
урок по теме
«Человек и
закон»

1

Защита прав и
свобод человека
средствами ООН.
Европейская
система защиты
прав человека.
Проблема отмены
смертной казни.

Основные
положения раздела
«Правовое
регулирование
общественных
отношений».

вправе назначать
административно
е правонаказание; что
такое
конституционнос
ть
Знать основные
положения по
теме урока: какие
структурные
подразделения
ООН занимаются
защитой прав
человека; как
организована
зашита прав
человека в
рамках Совета
Европы; что
такое
международное
преступление;
Знать основные
положения курса.
Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения
Знать основные
положения
раздела. Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения

§ 28

Фронтальный
опрос

Контрольный
тест

Тест

Итоговое
повторение
63. «Человек и
общество»

1

64. «Экономика».

1

65. «Социальная
сфера».
«Политическая
сфера».

1

66-68. Резерв.

3

Знать основные
положения курса.
Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения
Знать основные
положения курса.
Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения
Знать основные
положения курса.
Уметь
анализировать,
делать выводы,
отвечать на
вопросы,
объяснять свою
точку зрения

Тест

Тест

Тест


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».