ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный план
разработан на основании действующих нормативно-правовых
документов, обеспечивающих реализацию прав детей с особыми образовательными
потребностями, в том числе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся
с интеллектуальными нарушениями, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации 19.12.2014 № 1599 (далееФГОС УО);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждена приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026 (далееФАООП УО);
-Приказом
Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1025 (ред. от 17.07.2024)
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.03.2023 N 72653)
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 67
"О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года №
495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15;
-Санитарно – эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» (документ с изменениями, внесенными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федераций от 27 октября 2020
года № 32 – вступил в силу с 1 января 2021 года);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждения санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
-Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего образования.
Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации
и обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса.
Учебный план является основным организационным механизмом реализации ФАООП,
разрабатывается на весь период её реализации и определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам (годам
обучения).
Образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья организовано
совместно с другими обучающимися данного класса
Учебный план, реализующий ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены шесть предметных областей.
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
имеет ярко выраженную коррекционно - развивающую направленность. Кроме этого, с
целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в
структуру учебного плана входит и коррекционно - развивающая область.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 34 учебных недель в году с 5 по 9 класс.
Учебные занятия для учащихся 5- 9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной
неделе.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов (5 - 9
класс).
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной
области,
имеет
ярко
выраженную
коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся.Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся, а также их индивидуальных потребностей.
В данном учебном плане часы, отводимые на часть, формируемую участниками
образовательного процесса в 5 - 9 классах распределены на учебные предметы в связи с
необходимостью более полного изучения данных предметных областей и
распределением учебного материала в учебных пособиях и учебниках.
«Занимательная математика» - 1 часа
«Занимательный русский язык» - 1 часа
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно-развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу
особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы
образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой.
Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы
из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются
безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти.
Промежуточная аттестация проходит на последней учебной неделе четверти. Формы и
порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «ГСШ №1» Городищенского районаВолгоградской области.
Срок обучения по АООП ООО составляет 5 лет.
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V-IX классов
Предметные области
Классы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
20
2. Математика
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное
искусство)
2
-
-
-
-
2
6. Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
10
7. Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Итого
27
28
29
29
29
142
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
2
2
1
1
1
7
Занимательный русский язык
1
1
0,5
0,5
0,5
3,5
Занимательная математика
1
1
0,5
0,5
0,5
3,5
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной 29
учебной неделе)
30
30
30
30
149
Внеурочная деятельность:
10
10
10
10
10
50
Коррекционно-развивающая область
6
6
6
6
6
30
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
(коррекционные занятия и ритмика):
Коррекционно-развивающие занятия с психологом
2
2
2
2
2
10
Коррекционно-развивающие занятия с учителемдефектологом
1
2
2
2
2
10
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом
1
2
2
2
2
10
Коррекционно-развивающие занятия с социальным педагогом
2
другие направления внеурочной деятельности
4
4
4
4
4
20
Всего часов
39
40
40
40
40
199